Позднее Ctrl + ↑

Не завал, а план

Конец декабря, сейчас все жалуются на завалы на работе. Мне нравится идея относиться к большому количеству задач не как к завалу, а как к плану.

В моем студенчестве был популярен сериал «Декстер». Там главный герой — маньяк, который работает судмедэкспертом в полиции. Ночью он убивает злодеев, расчленяет их трупы и топит в океане, а днем помогает расследовать дела.

Так вот, этот Декстер регулярно оказывался в жопе: работа не сделана, труп недорасчленен и не потоплен, коллеги в чем-то подозревают, а еще жена требует внимания. И каждый раз он придумывал план и успешно разруливал все проблемы к концу серии.

В сериале не показывали часть с планированием, но, кажется, Декстер действовал как-то так:

  1. Все несрочное откладывал. Например, с коллегами-подозреваками поначалу ничего не делал, замочил их, когда подобрались слишком близко.
  2. По рабочим задачам договаривался о замене сроков. Ему регулярно разрешали сдать отчет по крови не сегодня, а завтра утром.
  3. Оставшиеся две-три задачи на день спокойно решал. Доразделывал и топил труп, приходил к жене с цветами.

В итоге Декстера так и не поймали, а недавно вышло продолжение. Но заметка не про сериал, а про то, что и у такого персонажа есть чему поучиться:

Много задач — это не завал, а пункты плана

Блокировка открытых вопросов

Чтобы получить содержательный ответ, надо задать открытый вопрос. Это знают многие, но мало кто делает. А даже если делают, то пугаются собственных вопросов.

Бывает, что ты задаешь открытый вопрос и поначалу все идет хорошо. Клиент думает и уже почти дает содержательный ответ. Но вместо того чтобы подождать, ты вдруг задаешь еще один вопрос — закрытый, или даже серию закрытых вопросов. Так получается, потому что повисшая тишина пугает: вдруг клиент не понял вопроса или посчитал его глупым.

Например, согласовываешь правки с клиентом и уточняешь:

Что вы имели в виду, когда попросили «стилизовать верхнюю подпись»?

Все отлично — открытый вопрос, клиент думает над ответом. Но ты тут же добавляешь:

Нам нужно изменить шрифт?

Естественно, клиент отвечает уже не на открытый, а на второй закрытый вопрос. Такой ответ не даст полезной информации.

Я пару раз ловил себя на том, что даже в письме задавал открытый вопрос, а сразу за ним — уточняющий закрытый. В такой ситуации попроще: закрытый вопрос надо удалить и отправить письмо без него.

Задал открытый вопрос — дождись ответа, не блокируй его закрытым

Как проверить идею проекта с помощью MVP

MVP — это minimum viable product, минимальный жизнеспособный продукт. Его делают, когда хотят проверить идею и не тратить на это слишком много ресурсов. Например, открыть сеть кондитерских — это долго и дорого. Гораздо проще сделать аккаунт в Инстаграме, начать в нем продажи домашней выпечки и посмотреть, готов ли кто-то покупать вашу стряпню.

Я недавно сделал MVP для одного сервиса. Запишу здесь несколько выводов, к которым пришел за время работы. Это рабочий эксперимент, поэтому без подробностей.

Упростить идею до минимума. Делать максимально дешево. Вместо кондитерской — Инстаграм, вместо полноценного сервиса — лендинг и основная часть сервиса, за которую пользователь может заплатить деньги.

Можно обойтись даже одним лендингом, если нужно только проверить, готовы ли пользователи платить. Потом вернуть деньги или оказать услугу руками, без сервиса.

Использовать доступные инструменты. Лендинг опять же делать максимально дешево, на коленке — на «Тильде» или заметкой в блоге, который уже есть. Смотреть только, чтобы на сайте не было лишних элементов, которые отвлекут пользователя.

Если сервис предполагает, что пользователь для начала должен заполнить свои данные, можно использовать встроенные инструменты «Тильды», «Гугл-формы» или что-то подобное. Я использовал сервис опросов «Сервей-манки».

Определить цель. Перед тем как начинать, надо четко понять, что проверяешь с помощью MVP. Например, у меня была цель проверить, что сервис будет полезен пользователям.

Из цели лучше сразу составить маркетинговую воронку: сколько людей пришло на лендинг → заполнили форму → оплатили и получили услугу. Это если упрощать, обычно воронка раза в три больше.

Привлечь специалиста по контекстной рекламе. Это главный человек в работе над MVP. Он приведет на лендинг пользователей по нужным запросам. В случае с Инстаграмом и другими соцсетями настроит таргетированную рекламу.

Так я описал задачу для специалиста по контекстной рекламе в «Джире»

Посчитать конверсию и сделать выводы. Когда MVP воспользуется достаточно людей, по воронке можно будет высчитать конверсии, разобрать каждый этап и понять, где у нее узкие места, то есть что помешает сервису в будущем работать.

Опросить пользователей, если остались вопросы. В конце можно дополнительно пообщаться с пользователями — если они получили услугу, то с удовольствием ответят на дополнительные вопросы о том, что им понравилось, с какими трудностями столкнулись и сколько максимально готовы платить за такой сервис.

В моем MVP на лендинг пришло под 2000 человек, воспользовались сервисом под 200, а услугу в итоге получили 20. Воронку сделал в «Инфограме»

20 выводов после Школы редакторов

Школа редакторов Бюро Артема Горбунова — это онлайн-курс, на котором я изучал интерфейсы, верстку, редактуру, переговоры и управление проектами. Занятия у моего потока длились 9 месяцев в 2019-2020 годах. По итогам учебы выступил с докладом перед коллегами о том, как делать лучше любую работу. Ниже конспект.

На полуторной скорости доклад можно послушать за 10 минут

Интерфейс

Отказаться от технозависимости в пользу человечности. Технозависимость — это когда интерфейс полностью подчинен тому, какие данные мы хотим получить от пользователя. Человечность — когда дизайнер исходит из этого, как человеку удобно будет пользоваться интерфейсом.

Технозависимость: чтобы найти товар, надо заполнить анкету, просто потому что в базе данных есть определенные поля и программистам нужно получить именно эти данные.

Человечность: пользователь вводит в строку поиска что угодно, а дальше машина сама определит, что он имел в виду. Если пользователь не получил сразу нужный результат, он может настроить дополнительные фильтры.

Исправить дизайн, если пользователи часто ошибаются. Если человек сталкивается с интерфейсом, например с дверью в поликлинику, и не понимает, в какую сторону эта дверь открывается, то это не проблема человека. Он допускает ошибки не потому что тупой, а потому что у этой двери плохой дизайн. Если пользователи допускают много ошибок, нужно менять дизайн продукта.

Верстка

Не нарушать правило внутреннего и внешнего. Вы читаете абзац текста. Расстояние между строками этого текста называется интерлиньяж. Это пример внутреннего. А внешнее — это все, что вокруг, например расстояние до подзаголовка «Верстка» ↑ или до следующего абзаца ↓. Правило: внутреннее всегда должно быть меньше, чем внешнее. Тогда связанные объекты будут восприниматься как единое целое, а не связанные — разделятся. Так макет не развалится.

Ставить якорные объекты по углам и в центре. Якорные объекты — самые крупные и заметные элементы в макете: картинка, заголовок, логотип, абзац текста, если он всего один. Их нужно расставлять по углам или в центре макета. Тогда он будет работать.

Редактура

Использовать примеры и сценарии. Многие уже умеют писать текст в информационном стиле, максимально коротко и понятно. Теперь нужно научиться добавлять к любой мысли примеры, антипримеры, давать сценарии, в которых пользователь может себя узнать. Например, на лендинге утюга недостаточно написать, что в нем есть парогенератор. Нужно объяснить, как пар помогает разглаживать любые вещи и как сложно это делать без него.

Переговоры

Избавиться от нужды. Самая большая проблема в переговорах — это нужда. Например, исполнитель договаривается с клиентом о заказе. Ему важно получить эту работу, потому что без нее ему не на что будет купить продукты в следующем месяце. Это пример нужды, в такой ситуации заказчик может диктовать исполнителю любые условия. Перед тем как начинать переговоры, исключи нужду.

Не забывать о праве на нет. Каждый участник переговоров может сказать «нет» и готов услышать «нет» в ответ на свое предложение. Ответ «нет» самый лучший: тот, кто отвечает «нет», может дальше обсуждать более новые интересные для него условия. Его собеседник в ответ на «нет» может спросить «А почему?» и перейти к обсуждению условий. Это гораздо лучше, чем если человек отвечает «да», не понимая, на что соглашается, и в дальнейшем это решение его тяготит.

Задавать открытые вопросы. Открытые вопросы начинаются на «как», «зачем», «почему», «когда» и на них нельзя ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы — те, на которые можно ответить «да» или «нет». Когда человек отвечает на закрытый вопрос, он на самом деле не отвечает ни «да», ни «нет», а что-то вроде «может быть» или «да, как-то так». Когда человеку задаешь открытый вопрос, он может задуматься, что-то уточнить, но в итоге даст ответ, который поможет переговорам.

Управление проектами

Не делать, а сделывать. Классический пример: жена просит мужа купить батон. Он идет, а там длинная очередь, и он не хочет в ней стоять. Это значит, что он не сделал. Или он покупает темный хлеб вместо батона. Это значит, что он не сделал. Или, например, магазин закрыт — он ничего не покупает. Это тоже значит, что он не сделал. Точно так же в работе: если ты попытался сделать задачу, это еще не сделывание.

Фиксировать сроки и бюджет. Этот принцип нужен, чтобы не срывать договоренности. Для этого стороны фиксируют время и бюджет проекта, при этом могут менять функции. Если исполнитель срывает дедлайн, он может договориться о сокращении количества функций. Если на работу дополнительно нужны деньги, он тоже сокращает функции. Это называется «флексить».

Практика

Плясать от иллюстраций. У нас была задача — сделать страницу магазина электроники. Нужно было рассказать о магазине, доставке, ассортименте. На первой итерации я написал текст для страницы, а вместо иллюстраций вставил эмодзи. Так я сэкономил время и, к тому же, как мне казалось, выступил в общем тренде. Но это не прокатило: за работу я получил 2,5 балла из 5.

На второй итерации я крупно показал товары из ассортимента магазина, с этого начал страницу. Показал на примерах, как работает техподдержка, как упаковывается товар, как его вернуть — все это на уровне иллюстраций. Ведь это первый слой информации, который считывает человек на странице. Потом уже к иллюстрациям я дописал поясняющий текст.

За первую работу я получил 2,5 балла, за вторую — 4,5. Так я понял, что иллюстрации — самая важная часть информационного продукта

Играть на контрасте. Следующее задание было на верстку: сделать страницу о себе с заголовком, описанием, ссылками и фото. В моем первом варианте фото и текст занимали примерно одинаковое место на экране, во втором я сделал фото больше. Макет стал лучше, потому в нем появился контраст.

Я получил за вторую работу 4 балла из 5, потому что сделал фото контрастнее по сравнению с текстом

Понимать задачу. Мы собрались всем курсом, разговаривали с преподавателем и пытались понять его задачу. Процесс понимания задачи — это когда встречаешься с клиентом и в течение часа или двух задаешь ему вопросы о том:

  • что вообще случилось;
  • что у него за задача;
  • какие сроки на решение этой задачи;
  • кто настоящий заказчик — он или его начальник;
  • каким он видит правильное решение.

Все это дальше записываешь в документ, а потом согласовываешь его с человеком, с которым разговаривал. Когда документ согласован, можно начинать работу. Так ты тратишь час-два в начале, а в дальнейшем экономишь много часов на решение задачи и переделки.

Показывать и сравнивать. Нужно было написать статью о том, почему мобильные кондиционеры безопасны. В статье я показал кондиционер, как он выглядит в разрезе, как работает. Хороший принцип для сравнения — это крестик и галочка, «Да — нет» или «Было — стало».

За эту работу я получил 4 балла, потому что хорошо показал безопасность кондиционера на иллюстрациях и сравнил с другими вариантами

Верстать модулями. Модуль — это аккуратный прямоугольный блок в верстке макета. В него может входить одна или несколько картинок или текст с картинкой. Важно, чтобы они были согласованы по ширине и высоте, тогда верстка не будет разваливаться.

Сверстал модулями, но получил только 3,3 балла из-за проблем с отступами

Учить играми. Еще было задание на интерактивную статью — нужно было рассказать, куда недовольный житель может пожаловаться, например на перегоревшую лампочку. По форме это тест, но по сути — статья, просто информация выдается по мере того, как человек отвечает на вопросы. Если он отвечает неправильно — ему говорят, что не так. Если отвечает правильно — хвалят его и дополняют его знания.

Получил 4 балла за эту работу, потому что учил играми

Продавать без изысков. Последнее задание на второй ступени — собрать лендинг. Школа предлагает для любой промостраницы использовать три постоянных части:

  • знакомство — название продукта, как он выглядит, уникальное торговое предложение;
  • представление — функции продукта, которые описывают по одной. В этой части можно просто поставить картинку, которая хорошо иллюстрирует фичу. Написать, как это работает, какой сценарий у пользователя может быть и добавить фактоид — цифру на полях;
  • сделка — подробности о том, как купить товар: цена, как доставят, какая комплектация.

Эту структуру можно использовать для любого продукта, тогда лендинг будет конвертировать посетителей в покупателей.

За этот лендинг я получил 4,8 балла, хотя он очень прост по структуре: представление продукта, описание его возможностей по одной и выбор модели

Проект

Не браться за нереальное. На третьей ступени мы делали дипломный проект с арт-директором Максимом Ильяховым — сервис жалоб «Накатал». Мы сразу планировали много — за три недели сделать сайт, собрать 30 жалоб, написать 2-3 статьи в блог. Ильяхов не принял такой план. Даже если бы мы успели все это, он просто не смог бы согласовать. В итоге мы запланировали всего лишь 10 жалоб с дизайном и продвижением. Когда нас уже допустили к защите, мы доделали еще 10 — итого получилось 20 штук. Важно не только сделать задачи, но и согласовать ее с клиентом. На это тоже должно быть время в проекте.

Самым сложным оказалось написать реалистичный план и утвердить с арт-директором — на это ушло аж две недели

Не согласовывать правки текстом. В начале работы над проектом мы пытались согласовывать правки в чате с Ильяховым. Первое время мы показывали ему то, что сделали, — он давал замечания. Когда мы их исправляли, оказывалось, что мы сделали не то. Это занимало много времени и вызывало негативную реакцию у арт-директора. Из-за этого первые две недели мы потратили зря. Как только мы стали созваниваться и по видеосвязи пачками обсуждать замечания и выяснять, что он имел в виду под своими правками, все пошло в 50 раз быстрее.

Первое время мы пытались согласовывать правки тестом в чате. Если бы продолжали так и дальше, то провалили бы проект

Не просто знать, а применять. Нам дали много знаний на первой ступени, но применить их мы смогли на второй и третьей ступени не сразу, пришлось пройти через опыт проб и ошибок. Без практики под контролем преподавателя это бы вряд ли получилось.

См. также
Семь конспектов лекций «Медузы» — иноагента

Брать меньше

Сильный профессиональный навык, как ни странно, это уметь брать на себя не больше, а меньше задач.

Неопытные специалисты обычно хватают сразу много и не справляются. А лучше, наоборот, взять мало, успеть сделать и согласовать с заказчиком в срок. А если успеть это все и бонусом сделать еще чуть больше, чем договаривались, — это высший пилотаж.

Например, в Школе редакторов мы делали дипломный проект — шаблоны жалоб «Накатал». Самой сложной частью оказалось написать план. Мы хотели за пару недель сделать сайт, собрать 30 шаблонов и еще запустить блог с несколькими статьями.

Школьный арт-директор этот план просто не принял: даже если бы мы все бросили, работали круглые сутки и сделали все задуманное, то точно не успели бы это с ним согласовать. С десятой попытки план стал более чем реалистичным: сайт, 10 шаблонов и больше ничего. Зато мы легко закончили его в срок.

Фраза в конце:

Бери что точно успеешь и даже меньше

Искусственный дедлайн

Бывает, что у задачи нет дедлайна. Сделать надо «чем раньше, тем лучше».

Из-за этого работа, например, над одним текстом может затянуться на недели и даже месяцы. Причастные будут давать кучу замечаний, которые друг другу противоречат. Или у того, за кем последнее слово, никак не будет времени, чтобы посмотреть и все утвердить. Особенно этим грешат в корпорациях.

Дело не в том, что кто-то хочет затянуть проект или игнорирует просьбу, а просто в отсутствии крайнего срока. Без него задача постоянно откладывается из-за более срочных.

В такой ситуации помогает ввести искусственный дедлайн. Созвониться и сказать:

Чтобы закончить это, нам нужно определиться со сроком. Я предлагаю так: жду замечаний до пятницы, 18:00, после этого готовлю финальную версию и прекращаю работу. Что думаешь?

После этого на задачу неожиданно найдется время, а поток противоречивых замечаний прекратится. Короче:

Работа затянулась? Вводи дедлайн

Как платить налоги на фрилансе

Петр спросил, как я плачу налоги с заказов. Раньше я предлагал клиентам переводить мне гонорары как физлицу. Для них это было дорого и неудобно: надо было платить за меня налог 13%, страховые взносы и отчитываться в налоговую.

Уже больше полугода работаю как самозанятый. Такое заказчикам нравится, потому что налоги плачу я сам. А мне нравится, что налог всего 4—6%, да еще и вся отчетность — через приложение. Кажется, самозанятость — лучшая налоговая реформа лет за 20.

Как регистрироваться. Чтобы стать самозанятым, достаточно скачать приложение «Мой налог». В нем привязать номер телефона, выбрать регион, сфотографировать паспорт и свое лицо. Через пару минут придет подтверждение регистрации.

Как платить налоги. Я заключаю договор, выставляю счет. Как только приходят деньги, жму в приложении кнопку «Новая продажа», ввожу сумму, за что она и от кого — название компании и ИНН. Приложение предлагает чек для заказчика и рассчитывает налог — его надо оплатить банковской картой в следующем месяце.

Кому не подойдет. Тем, кто получает с заказов в среднем больше 200 тыс. ₽ в месяц, поскольку годовой лимит для самозанятого — 2,4 млн ₽ в год. После этой суммы выгоднее ИП на упрощенке или патенте.

Надо срочно — не надо вообще

Давно заметил такую закономерность. Вдруг появляется задача, которую надо сделать срочно. Например, через час нужны варианты креативов для контекстной рекламы, надо сделать до утра презентацию или собрать лендинг за один день. АСАП, первый приоритет, коллеги!

Выполняешь, и тут оказывается, что не очень-то это было нужно. Рекламу решили не запускать и креативы выкинули в мусорку, презентация понадобилась только через неделю, текст для лендинга дизайнер не берет в работу еще месяц. Результат публикуют через сто лет или убирают в стол.

Природу этой закономерности я точно не знаю. Возможно, просто все эти задачи становятся срочными, когда их сроки уже прошли. Или срочность мнимая: один менеджер узнал про задачу от другого, не уточнил, почему она срочная, но уже накрутил исполнителя.

Короче, вот принцип, который волшебным образом работает из раза в раз везде, кроме МЧС и скорой. Лично мне он позволяет не относиться к срочному слишком серьезно, а попытаться отложить задачу на другой день или хотя бы выяснить, в чем там срочность:

Если что-то надо сделать срочно — это нах** никому не надо

Как хранить дома документы

Тут вроде бы все просто — раскладываешь их по направлениям: документы, чеки, работа, машина, пивные костеры из баров. Дальше каждый набор листов кладешь в свой файлик.

Но выходит какая-то фигня: огромная стопка бумаг, каждый новый документ хочется кинуть просто поверх нее. В итоге — свалка из документов где-то в ящике. Найти в ней нужную бумажку невозможно, если все не перерыть.

Примерно так я хранил документы раньше — просто в свалке бумаг

Лучшее решение — картотека. В идеале это отдельный ящик, в который можно ставить папки с лейблами. У меня такого пока нет, поэтому взял просто коробку Тьена и набор папок Суммера из Икеи.

Картотека — лучший способ хранения документов, даже дома

Теперь любой документ можно моментально найти и достать одним движением, а новую бумажку — закинуть в свою папку по принципу срать в ячейки. Это когда раскладываешь бардак по отдельным секциям, например детские игрушки по коробкам, — и он исчезает.

2021   быт

Как давать в долг: два вопроса, одно условие

Иногда даю деньги в долг. Такие просьбы друзей и знакомых раньше казались мне некомфортными: если человек не отдаст, можно потерять сразу деньги и друга. Некоторые люди из-за этого просто не дают в долг. Мне этот принцип кажется слишком радикальным, ведь в большинстве случаев деньги возвращают. Вместо него я придумал свой: два вопроса, одно условие.

Принцип нужен не всегда, только когда сумма значительная, скажем, больше 5000 рублей. Если человек занимает мелкую сумму и не отдаст ее — это уже повод спокойно ему больше не одалживать. Профит.

Два вопроса. Если у меня просят в долг я, разумеется, спрашиваю две вещи:

  1. Когда вернешь?
  2. С чего собираешься отдавать?

Первый вопрос помогает установить дедлайн, а второй — предугадать, действительно ли человек сможет отдать или он фантазирует.

Одно условие. Оно довольно очевидное — тот, кто берет взаймы, должен написать расписку. Об этом непросто просить — человеку придется с вами встретиться, написать от руки большой текст, и только потом вы ему поможете. Приходится сразу и открыто говорить самым близким людям: «Да, могу дать, но я попрошу расписку». Но по-другому нельзя: комментарий «В долг» к банковскому переводу не будет иметь силы, а по расписке, распечатанной на принтере, невозможно понять, кто ее написал.

В расписке должна быть важная информация для суда: кто, кому, сколько и до какого срока одолжил. Букв много — по ним легко будет доказать, чей это почерк

Вряд ли с такой распиской и правда придется когда-то идти в суд. Но у нее есть другая полезная функция: человек собственной рукой пишет, сколько он занял и до какого срока — споров по этому поводу уже не будет.

Ранее Ctrl + ↓