Возьмите меня в глянец
Какая-то работа за прошлый семестр, чтобы не потерялось.
Введение
В работе о чертах стиля режиссера Квентина Джерома Тарантино сложно удержаться от того, чтобы не применить один или несколько его приемов на практике. Например, поставить заключительную часть в начало, а остальные перемешать так, чтобы проверяющий догадывался, что из чего следует.
Но можно использовать и вполне разрешенное средство из коллекции режиссера — остановить повествование и вставить пояснение, которое дает толковый словарь:
Стиль — совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы.
Кино — это, безусловно, искусство. А работы Квентина Тарантино — искусство того времени, в котором мы живем. Если допустить, что у шести вышедших на сегодняшний день фильмов Квентина Тарантино есть «идейное содержание» и «художественная форма», а у тех, в свою очередь, черты и признаки, то придется признать, что у Тарантино есть стиль. И не просто набор приемов и «модная тема», как у большинства «культовых» режиссеров, а именно стиль — узнаваемый за секунды, неповторимый и способный «вытянуть» даже не самый удачный киносценарий.
Квентин Тарантино, конечно, далеко не только кинорежиссер. На сегодняшний день он написал больше сценариев, сыграл эпизодических ролей и выступил продюсером и оператором большего числа фильмов, чем снял сам.
Фамилия Тарантино у большинства людей, которые хоть немного знакомы с мировым кинематографом, плотно ассоциируется с «Криминальным чтивом». Было бы интересно послушать аргументацию кинокритика, который не считает этот фильм самой удачной работой режиссера. Именно в «Криминальном чтиве» проявились все черты стиля, как писали в советских фильмах, «постановки картины» Тарантино. Оно же принесло ему мировую известность.
Итак, «Криминальное чтиво» — это несколько немудреных историй в духе бульварной детективной беллетристики. До этого режиссер снял «Бешенных псов» — фильм про ограбление ювелирного магазина семью гангстерами; само ограбление в нем, правда, не показано. Потом был «Джеки Браун» — боевик про стюардессу, которая подрабатывает контрабандой крупных сумм денег. Далее перерыв на шесть лет и возвращение режиссера в двух частях «Убить Билла» — про месть «обиженной» невесты из отряда убийц; «Доказательство смерти» — фантазия на тему фильмов ужасов 70-х — и «Бесславные ублюдки» — взгляд режиссера на историю Второй мировой войны.
Самое главное, что то, о чем эти фильмы, кино каких годов и категорий они напоминают, — это совершенно неважно. Гораздо важнее те мелочи, которые связывают все шесть фильмов.
Черты режиссерского стиля
Диалоги
В мировой кинокритике давно существует понятие фирменных «тарантиновских» диалогов. Герои его фильмов могут очень долго разговаривать на совершенно отвлеченные темы, которые никак не связаны с тем, что они делают или собираются делать уже в следующий момент.
В «Бешеных псах» бандиты, планирующие «прогуляться до ювелирного», в кафе обсуждают хит Мадонны «Как девственница», кто и за что любит программу «Суперзвуки 70-х» и нужно ли давать чаевые официанткам. В «Криминальном чтиве» перед тем, как жестоко расстрелять двоих партнеров своего босса, Джулс и Винсент обсуждают Амстердам, особенности европейского общепита и массаж ног.
Не правда ли, жизненно важные вопросы для гангстеров и убийц? Конечно, важные. Именно эти простые человеческие разговоры ни о чем делают персонажей фильмов Тарантино необычайно реалистичными.
Нетрадиционное повествование
В фильмах режиссер часто использует нетрадиционное повествование, например, возвращение к прошлым событиям в тех же «Бешеных псах», нелинейность действия в «Криминальном чтиве» и даже более распространенное разбиение фильма по главам, которое можно увидеть и в последних фильмах: «Убить Билла», «Бесславные ублюдки».
Части сюжета «Криминального чтива» разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; такая техника до этого использовалась режиссерами французской «Новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стенли Кубриком в «Убийстве» (см. Заимствования).
Примечательно то, что переставленные местами «главы» абсолютно не мешают воспринимать фильм так, как это задумал режиссер. Наоборот, разделение кино на части, как разрезание на куски какого-нибудь стейка, помогает лучше «переваривать» фильмы Тарантино. В конце концов, нет разницы, в какой последовательности зритель эти куски «проглотит».
Заимствования
А люди, которым не просто знакомо название «Криминальное чтиво» и имя режиссера, имеющие большой кинозрительский опыт, способны заметить во всех работах Тарантино ссылки на поп-культуру и заимствования из старых, часто малоизвестных и второсортных фильмов, на которых Тарантино вырос.
Дело в том, что в 15 лет Квентин бросил школу и устроился на работу в пункт видеопроката, а по вечерам посещал курсы актерского мастерства. Как актер особых успехов он не проявил и увлекся написанием сценариев. Но работая в видеопрокате, он еще и обращал внимание на то, какие фильмы нравятся людям, и использовал этот опыт в своей последующей карьере, вплоть до полного воссоздания в собственном фильме любимой сцены из какого-нибудь гонкогского боевика категории «С».
Например, в «Убить Билла» отразилось увлечение Тарантино уся (жанр китайского фэнтези с обильной демонстрацией восточных единоборств), спагетти-вестернами и итальянскими триллерами. Сам режиссер признавлся, что сильнее всего на него повлияли Мартин Скорсезе, Брайан де Пальма, Серджио Леоне и Жан-Люк Годар. А любимый режиссёр Квентина — Говард Хоукс.
Насилие
Кому-нибудь снесут полбашки из винчестера — меня это ни капли не тронет. Я воспринимаю это как клевый спецэффект. По-настоящему меня трогают обычные человеческие истории. Кто-нибудь порежется листом бумаги, и меня пробирает, потому что я могу это на себя примерить.
Квентин Тарантино
Использование насилия в фильмах как «клевый спецэффект» мешает многим людям правильно воспринимать творчество режиссера. Уже в самом начале его карьеры на многих показах «Бешеных псов» отдельные зрители покидали зал прямо посреди сеанса из-за жестоких сцен, а именно одной сцены с отрезанием уха пленному полицейскому. Тем не менее, в целом фильм собрал неплохую кассу и был высоко оценен критикой.
Кровь и жестокость в фильмах Тарантино «эстетезированы». Хотя насилие может где-то показаться чрезмерным, большая его часть происходит за кадром, давая зрителю возможность додумать.
Сам режиссер признавался, что хоть и использует эти элементы в своих фильмах, но в жизни терпеть не может насилие и наркотики.
Юмор
Чувство юмора — это важнейшая составляющая моего кино. Заставить зрителей смеяться, особенно над тем, что совсем не относится к юмору как таковому, — моя главная задача.
Квентин Тарантино
Сарказм, ирония и юмор в фильмах Тарантино не менее «фирменные», чем диалоги. Да и сами диалоги вместе с тем, кто и в какой ситуации их произносит — тонкий юмор, понятный не всем и не сразу. И то же насилие в кадре, как ни странно, тоже юмор, только черный.
Так, несмотря на то, что «Бесславные улюдки» затрагивают животрепещущую тему Второй мировой, сам Тарантино не хотел, чтобы фильм воспринимали всерьез. Например, Гитлер в представлении режиссера — совершенно комический персонаж, а хладнокровные «ублюдки», убивающие фашистов и отрезающие скальпы, во многих сценах откровенно вызывают смех.
Любимые актеры
Режиссер часто работает с такими актерами, как Харви Кейтель, Тим Рот, Стив Бушеми, Майкл Мэдсен, Ума Турман и Самюэль Л. Джексон. Хотя это сложно отнести к чертам именно режиссеркого стиля — скорее здесь Тарантино проявляет себя как хороший продюсер — но многие роли в его фильмах писались специально под этих актеров, а большинство из них стали известны именно после этих ролей.
В одном «Криминальном чтиве» снялись сразу Кейтель, Рот и Бушеми из «Бешеных псов», а также Джон Траволта и Брюс Уиллис. Главную женскую роль исполнила малоизвестная тогда актриса Ума Турман, которую Тарантино впоследствии назвал своей музой и снял в качестве главной героини обеих частей «Убить Билла».
Собственной персоной
Моего лирического героя охарактеризовать очень просто: он появляется, дает всем под зад и уходит.
Квентин Тарантино
Тарантино сам часто играет маленькие роли в своих фильмах, как правило — антагонистические, то есть непримиримые. Он никогда не играет главных героев, но иногда находит себя в небольших ролях.
Он играл в своих собственных «Бешеных псах», «Криминальном чтиве», «Доказательстве смерти», в фильме «Четыре комнаты», где Тарантино выступил режиссером одной из «комнат», частей фильма. В этом году в своих «Бесславных ублюдках» Квентин сыграл незначительную роль немецкого солдата.
Модная музыка
Практически у любого кино есть саунтрек. Далеко не только к тарантиновским работам отдельно выпускают пластинки с собранными на них песнями из фильма. Но именно саундтрек, который подбирает Тарантино, почему-то позволяет безошибочно определить его стиль.
Модная музыка — похоже, так можно определить мелодии, сопровождающие действие в его работах. Причем песни не пишутся специального для новых фильмов, они озвучиваются старыми, зачастую не очень известными синглами, которые после премьеры обычно получают вторую жизнь или становятся известными и на месяц попадают в эфир радиостанций.
Например, вводную мелодию «Little Green Bag» в «Бешеных псах» исполнил Джордж Бэйкер, а написали два других малоизвестных голландца. Песню, тем не менее, сегодня узнает каждый даже в нашем городе, безошибочно определит «что-то знакомое».
Вставки и вольности
Как уже было отмечено выше, в фильмах режиссера сцена может быть прервана выступлением о биографии героя. Или, как в «Бесславных улюдках», внезапно появится стрелка с подписью вроде «Это Гитлер», указывающая на коротышку на балконе.
Вторая часть «Убить Билла» вообще начинается короткометражным мультфильмом о жизни одной из жертв «обиженной» невесты.
Такие приемы, как и нетрадиционное повествование (см. выше), помогают зрительскому восприятию.
Мексиканский тупик
Кажется, если начать выделять как отдельные приемы такие мелочи, можно написать еще минимум двадцать различных черт тарантиновского стиля. Тем не менее, во всех фильмах режиссера содержится сцена, в которой три или больше героя направляют оружие друг на друга одновременно. «Мексиканский тупик» — так принято называть это в кинематографии.
В «Бесславных ублюдка» «тупик» разрешается динамичной сценой перестрелки в немецком баре — одной из лучших в этом фильме.
Заключение
Когда пишут о влиянии иностранных режиссеров на молодых кинематографистов в России, обычно называют два имени — Квентин Тарантино и Гай Ритчи. На мой взгляд, второй — как раз тот самый «культовый» режиссер, с набором приемов и «модной» темой. Про его фильмы можно сказать: «видел один — видел их все».
Тарантино, невзирая на легко выделяемые черты своего режиссерского стиля, всегда непредсказуем. Точнее, про некоторые вещи в его фильмах можно сказать, мол «если бы это было не так, это был бы не Тарантино», но предугадать их невозможно — по-моему, это одно из самых важных качеств хорошего кино (например, фильм «Большой Лебовски» братьев Коэнов смог «выехать» только на нем одном).
Мало у кого из тех молодых режиссеров, которые возомнили себя тарантинами, получается что-то достойное внимания. Из удачного подражания вспоминаются разве что «Жмурки» Алексея Балабанова, который, впрочем и безо всякого влияния смог снять первый российский (не-советского периода) культовый фильм «Брат».
Но даже самому Квентину вкус иногда может отказать. Кинокритики журнала «Афиша» назвали «Бесславных улюдков» «первым стопроцентным провалом Тарантино», с чем сложно не согласиться. Тем не менее, два с лишним часа довольно скучного фильма легко «проглатывается» за счет разделения на главы, черного юмора, хорошей игры некоторых актеров и прекрасно подобранной музыки. Но это не тот Тарантино, к которому мы привыкли.
В творческих планах режиссера — триквел «Убить Билла» через пять лет. Хочется надеяться, этот перерыв пойдет ему на пользу так же, как предыдущий шестилетний, перед первой частью трилогии.
Как кто-то сказал — Нужно быть очень большим параноиком, чтобы искать ежика на вершине елки :)
Интересно, хотя и длинно. Препод поэтому и запутался :)
На журфаке не знают про Твиттер, так что пока на первом курсе от студентов требуют работы не менее, чем на три страницы А4 (и, кстати, аж до ста двадцати). Эта всего десять.
Илья, отлично написано. Но вот конец неожиданный. И вроде весь такой хороший этот Тарантино, а тут бац — последний фильм говно :)
Дак никто от него такого не ожидал! :-)