Лекция директора «Подписных изданий»

В Петербурге, как и еще в десятках городов, каждый месяц проходит Creative Mornings. Это международный лекционный проект. Его создатели объявляют одну тему для всех, и по всему миру разные люди выступают по ней перед аудиториями. В этот раз темой была «смелость», лекцию прочитал Михаил Иванов — директор моего любимого книжного магазина «Подписные издания». Записал интересные тезисы его выступления.

Рекомендую посмотреть на себя, поговорить с самим собой и объективно сказать себе, тем ли я занимаюсь. Шесть лет назад я работал в крупной книготорговой компании и однажды задумался — у меня есть карьера, я какие-то важные решения принимаю, но что-то не так. Постепенно сомнения стали расти как снежный ком, и я пришел к выводу, что занимаюсь фигней.

В каждой отрасли есть куча ошибок, которые можно исправить, и сделать на этом бизнес. Важно оглянуться по сторонам и посмотреть, что можно улучшишь. Я за всю свою жизнь ни разу не придумал ничего фундаментального и классного. Просто я смотрел на то, что есть, и пытался найти какие-то проблемы.

Из крупной компании, которая вам не нравится, можно взять что-то важное — склонность к аналитике, организационные моменты. Важно не быть категоричным, как многие люди моего поколения и моложе. Иначе это начинает напоминать наших государственных мужей, которые говорят: мы решили, что в Финляндии плохо, потому что там, например, скучно. И приходят к выводу, что нам в России не нужны европейские ценности.

После окончания университета просто необходимо поработать хотя бы год наемным сотрудником. Желательно в той компании, которая хоть немного нравится. Не стоит заниматься предпринимательской деятельностью в какой-то сфере, где ты потребитель. Ты как потребитель оцениваешь успешность или перспективность какого-то бизнеса, но не имеешь о нем никакого представления. Нужно сначала узнать его изнутри, пусть на самой низкой позиции.

Если ты профессионал, то неважно, сколько тебе платят и какие отношения в коллективе. Если тебе не нравится — напиши заявление и уходи. Но до этого, до момента, как ты перешагиваешь порог, ты должен делать свою работу на все 100%. Это не получится, если ты участвуешь в каких-то подпольных беседах о том, что начальник плохой. Как ты себя сам уважаешь, так и работаешь.

Полная безнадега, которая началась в России недавно, — это очень хорошее время для того, чтобы самореализоваться. Можно бесконечно ругать кого-то наверху за то, какие они плохие. Но от этого они лучше не станут. Сейчас самое время замкнуться в себе, своей семье, своей работе и начать заниматься своим делом, вообще не поднимая голову.

Нужно радоваться победам 10 минут, а неудачи разбирать месяцами. Сейчас есть безумное количество людей, которые превозносят себя, называют лучшими в чем-то. Я победам радуюсь несколько минут, потом приходит тоска по поводу того, что делать дальше.

Успех в работе сотрудников на 85% — это дисциплина и отчеты, на 15% — их полная свобода. Дисциплина важна. Например, сейчас опоздания — это эпидемия, как грипп. Я считаю, что просто неприлично для человека старше 18 лет куда-то опаздывать.

В бизнесе, где нужно общаться с клиентами, есть одна фраза, которая спасет в двух ситуациях из трех: «Извините, пожалуйста». Нужно просто признать неправоту. Бывают ситуации сложнее, когда нужно сделать скидку, подарить что-то. Никогда в жизни не нужно пытаться доказать, что ты умнее собеседника — ни с клиентом, ни в жизни в принципе.

Есть заблуждение, что книжный бизнес — это романтика. Вы будете лежать на диване, читать книжки, пить кофеек и наслаждаться непринужденной обстановкой. Нам каждый день приходят резюме, и первое, на чем акцентируют внимание соискатели: «Я очень люблю читать». Это, конечно, очень здорово, но тут надо быть выносливым и эмоционально устойчивым. Когда я начал заниматься своим книжным магазином, я был грузчиком, по большому счету. Я целыми днями таскал книги, в ежедневном режиме разгружал 200—300 кг. Но это интересная работа.

Поделиться
Отправить