Копенгаген

Копенгаген производит впечатление не европейской столицы, а северного захолустья. В городе по-деревенски уютно, тихо, полностью отсутствует какая-либо пафосность.


Вид на центральные кварталы с Круглой башни не тянет на открытку.
Зато датские кроны — готовый сувенир. В монетах достоинством 1, 2 и 5 крон есть отверстия, видимо, чтобы продеть в них цепочку и носить на шее.

Исключение составляют разве что нескольких образцово-живописных домов по обе стороны Новой гавани.


Даже местная дворцовая площадь выглядит довольно скромно.
Панорама целиком:

Главное достижение датской кухни — знаменитый сморреброд — кажется слегка надуманным.


Бутерброды с безумными сочетаниями обычных ингредиентов, а также морепродуктов и зелени бывают вкусными, но стоят неоправданно дорого.
В то же время Копенгаген в последние годы стал квинтэссенцией европейского духа благодаря развитию велосипедного движения, обогнав по этому параметру даже Амстердам. Преимущественное право на дороге здесь целиком было отдано велосипедистам, а цены на общественный транспорт и бензин сделали другие виды передвижения неконкурентоспособными.


На великах возят детей, собак и иногда взрослых пассажиров.
На дороге для велосипедистов выделена отдельная полоса — ничуть не меньше, чем для автобусов.


Их движение регулируют специальные светофоры. Подобный уже встречался в Риге, но как единичный экземпляр.


Пешеходные переходы заменены на велосипедные переезды.


Впрочем, для пешеходов почти везде есть выложенные брусчаткой тротуары с ровными дорожками из бетонных плит для удобства дам на каблуках и людей с детскими колясками.


Владельцам машин постоянно напоминают, что они здесь давно не главные.


Для парковки им выделено только несколько сиротливых прямоугольников рядом с велосипедными дорожками.


В целом в Копенгагене довольно душевно.


Встречаются водоемы с милыми с виду, но не слишком дружелюбными лебедями.
Загадочные кресты под крышей дома, как в Сан-Франциско. Кто-нибудь знает, что они означают?


Огромные мусорные баки в центре города.


И неожиданные бюсты на фасадах.


Из Копенгагена в аэропорт туристов увозит состав метро без машиниста. Из окна первого вагона открывается необычный вид на подземку.

Стокгольм

Всех приплывающих в Стокгольм местная полиция официально предупреждает, что их здесь, вполне вероятно, ограбят одним из четырех самых распространенных способов.
  1. Злоумышленник начнет вас обнимать и попросит прикурить, а в это время залезет к вам в карман.
  2. Он сделает это, счищая с вашей одежды кетчуп, который сам же на нее и пролил за мгновение до этого.
  3. С просьбой показать дорогу разложит свою карту поверх вашего айфона, который впоследствии исчезнет.
  4. Точно так же сопрет и вашу пластиковую карту, пин-код к которой предварительно подсмотрит у вас из-за спины.

Однако шведская столица производит впечатление не опасного места, а сказочного города на воде.

С черными и зелеными крышами, а также фасадами, покрашенными в теплые цвета.

Ощущение сказки не исчезнет, даже если отойти от центра.

Стокгольм как Питер, только богаче.

Он величавый и грациозный, как лебедь в местном водоеме. Ну, вы поняли.

Понятно, где вдохновлялись архитекторы Старого города Риги.

Житель Стокгольма окружен красотой, которая начинается с герба города.

Не удивительно, что вкус и дизайнерскую мысль можно увидеть повсюду. В первой попавшейся кофейне обнаружилась люстра из оленьих рогов.

Главный городской музей — это корабль, который затонул через несколько минут после того, как его спустили на воду. Через 333 года после происшествия корабль подняли, восстановили, обстроили зданием вокруг и теперь продают билеты по 17 евро за то, чтобы на него посмотреть.

В Стокгольме множество самых разнообразных скульптур львов. Некоторые из них довольно величественные.

Другие просто милые.

А третьи состоят из одних корон.

Скульптура скульптура, который ваяет скульптуру.

Развитие велосипедного движения в городе примерно на уровне берлинского, на них спокойно ездят приличное одетые люди. Но главным средством передвижения, как в Копенгагене, велосипед здесь еще не стал.
Половину времени, которое мы находились в Стокгольме, там шел дождь. Серая, пасмурная погода этому городу к лицу.

Ну а жуликоватость местных жителей за три дня проявилась только в том, что у них обнаружилась совсем не европейская привычка не платить за общественный туалет. Его система предполагает внесение денег для того, чтобы открылась дверь. Однако местные просто оставляют торчать защелку при выходе из клозета, и дверь остается открытой для следующего посетителя.


И вообще, самый загаженный в мире туалет удалось обнаружить рядом с одним из центральных скверов именно в Стокгольме. К нему практически невозможно было подойти из-за едкого запаха, а за дверью будки оказалась громадная куча использованной туалетной бумаги. За кучей не было видно даже отверстия выгребной ямы, поэтому она сама была обильно удобрена. Неопытный путешественник может заметить, что ничуть не менее выдающийся образец нечистоплотности можно встретить и в России. Но нет, для этого придется приехать в самый красивый город мира.Потрачено за три дня: еда 6 506,33 рубля хостел 3 030,93 билеты 959,55 зонт 444,76 автобус 201,53 общественный туалет 56

Таллин

Таллин — это Рига с заметным оттенком раздолбайства.

Немного неряшливый портовый город.

В нем минимум аккуратности, а также декораций и коммерции, что не может не радовать.
Одна из главных достопримечательностей Таллина, например, — заброшенная тюрьма, которая действовала еще несколько лет назад.

Дак вот, заброшена она буквально. Разве что бомжи там не ночуют.

Крыши Старого города живописны, как в лучших европейских столицах.
Отдельно радует глаз дизайн золотых петушков.
Улочки не отстают по уютности.
Красота встречается повсюду.

Кое-где идет обмен книгами.

Молодежь отдыхает на лавке.

На дорогах в Таллине активно используют миниатюрные дорожные знаки на высоких столбах.

Урны напоминают о Риге.

На Амстердам Таллин походит не только общей расслабленностью, но и крюками под крышами, которые предназначены для загрузки негабаритных вещей в квартиру.
Эстонский местами — это, кажется, просто знакомые слова с удвоенными гласными.

Жаль, что всего через полтора дня Таллин остался у нас позади.


А впереди предстояло традиционное североевропейское развлечение — восемнадцать часов на девятиэтажном пароме. Его смысл не столько в том, что попасть из одной точки в другую, сколько в том, чтобы провести время в ресторанах, магазинах, кабаре и казино. Это почти как для американцев в Вегас сгонять на выходной. Только из гостиницы вы выходите сразу в Швецию.Потрачено за полтора дня: еда 1 698,72 рублей хостел 726,46

Рига

В первые минуты нашего пребывания в Риге ночной администратор в хостеле, по виду напоминающий Графа Дракулу, развернул карту и стал рассказывать о том, как советская власть долгие годы угнетала местных жителей. По легенде, глотком свежего воздуха для латышей стала только немецкая оккупация, народным освобождением — развал СССР. Этому в городе оказалось посвящено несколько музеев, которые местные горячо рекомендуют посетить всем приезжим. Культивация ненависти к  «восточным оккупантам» отдает легким идиотизмом.
Впрочем, процесс трансформации совка в Европу в Риге идет давно и успешно. В городе нет надписей на русском, за исключением объявлений о продаже чего-либо, многие молодые люди уже не знают нашего языка. Официант может принципиально говорить по-английски, отойти на метр и начать обсуждать что-то с коллегой на русском.
Вокруг о советском прошлом напоминает разве что единственная в городе сталинская высотка — здание местной Академии наук.

Кругом красота что снизу.

Что сверху.

Милая улочка Старого города.
У здания в центре фотографии обнаружился фальшь-фасад.

У рижан есть хорошая привычка красить или прятать стеклопакеты на окнах под нормальными рамами.
Дороги в Риге нередко выложены камнем.

На полную европеизацию указывает единственный в своем роде светофор для велосипедистов.

В городе вовсю процветает самовыражение.

Главная рижская деталь — небольшая урна полуовальной формы, которая висит возле каждой двери.

Достопримечательность, которая обвешана самым большим количеством мифов, — коты на крыше одного из домов. Купец-домовладелец якобы разворачивал их задницами то ли к зданию Большой гильдии, куда его не брали, то ли просто к своим конкурентам.

Секрет отсутствия пробок в старом городе прост — здесь действуют жесткие ограничения.

За пределами центрального квартала встречаются странной формы киоски.

И подозрительные знаки.

А всего в двадцати пяти минутах езды от центра находится удивительно чистый пляж Юрмалы на берегу Балтийского моря.

Впереди у нас была такая же удивительно ровная дорога в Таллин.
Потрачено за три дня: еда 3 427,23 рублей хостел 2 116,84 билеты 859,01 проезд 194,84 пена для бритья 49,77

Питер

Казалось, что эта осень — худшее с точки зрения политической и экономической обстановки время для того, чтобы выбираться из родного города, лететь на запад и тем более выезжать за границу. В подтверждение худших опасений на рейсе Иркутск — Санкт-Петербург авиакомпании «ЮТэйр» за пять часов выдали только булочку, шоколадку «Аленка» и чай. На возмущенные возгласы голодных пассажиров стюард пояснил: «У нас кризис». А о причинах вынужденной экономии коротко ответил, что это происходит по вине американцев. Пассажиры кивали с пониманием — американцы как никогда ранее стали походить на причину всех бед.
Впрочем, Питер, где я не был чуть больше года, американцы испортить не успели. Только экс-глава «Вконтакте» Павел Дуров успел в мое отсутствие повыкидывать деньги из окна верхнего этажа Дома Зингера и уехать из страны. Но дом остался стоять на месте.

Чижик-пыжик тоже никуда не делся.

Храм Спаса-на-Крови все так же выглядывает из-за домов.

Уличная торговля процветает.

Даже «Аврора» еще не ушла на ремонт в Кронштадт.
Она ушла через неделю, фото Александра Петросяна:


В городе начали активно развивать велосипедное движение, но людей на велосипедах вокруг не видно. До Копенгагена Питеру как до луны.

На никогда не разводившийся Аничков мост зачем-то наклеили неправильную пиктограмму.

В Петергофе заканчивается сезон работы фонтанов — всех уже тошнит.

Кажется, раньше мужик, включающий шутихи, прятался получше.

Непропорционального Петра огородили решеткой, чтобы гости города не садились к царю на колени.

Задумывались ли вы о том, что в питерских мостах тоже кто-то живет?

Порассуждать о загадках Питера получилось не долго, потому что вечером четвертого дня нас ждал автобус в Ригу.
Потрачено за четыре дня: еда 2 930 рублей билеты 1 820 транспорт 991 общественный туалет 20

Сан-Франциско

Я был, кажется, в девяти штатах Америки. Сан-Франциско не похож ни на один из посещенных мною до этого американских городов, включая соседние Лас-Вегас и Лос-Анжелес. Даже летом температура там не поднимается выше +17˚C, никто не ходит в одной футболке и самолеты нередко задерживают из-за тумана.


Типичный Сан-Франциско — это четырехэтажные разноцветные домики с пожарной лестницей и округлыми балконами на фасаде.


И «заваленный горизонт» из-за холмистого рельефа.


Названия улиц пишут прямо на тротуаре.


Редкий кадр: название на углу дома удалось увидеть только однажды.


Главная достопримечательность города — прямо под ногами. Канатная дорога, которой окутаны шесть улиц. В бетоне проложены тросы, которые хитрым образом тянут сразу по несколько трамваев.


Сами фуникулеры.
Кто не постоял во время движения на подножке, держась за поручень, — тот зря выкинул шесть баксов.
Разноцветные трамваи, которые ходят от набережной залива до района Кастро, где живут геи.


Сам Кастро отличается от остального города только тем, что в нем на каждом столбе висит радужный флаг и все мужики ходят в шарфиках.


Американцев научили жать кнопку и ждать зеленого сигнала перед тем, как перейти дорогу. Кнопки в развитых городах заменили на датчики, а надписи остались.


Вообще, Сан-Франциско — абсолютно европейский город посреди Америки.


Об Амстердаме кое-где даже напоминают характерные красные крестики.


«Ешьте дерьмо», — примерно так те, кто, как я, рыбу за еду не признают, воспринимают главное туристическое место — Рыбацкую пристань.


Птичка.


Туалет.


В городе немало довольно безумных на вид памятников.


Не меньший интерес представляют соседние городки, многие из которых входят в так называемую Силиконовую долину. Она, кстати, не является географическим понятием — это просто общее название для всех мест южнее Сан-Франциско, которые связаны с высокими технологиями. Смотреть там особенно нечего, там надо работать и учиться.
В Стэнфорде, градообразующем предприятии Пало-Альто, запрягают собак.


В телеге: вода, корм, кости, поводок и игрушки.
На кампусе университета с трудом можно найти здания факультетов — кругом зелень и еще какие-то странного вида тренажеры.


В Сан-Франциско и Силиконовой долине вполне можно жить.

Амстердам

Не буду оригинален и покажу сразу главную амстердамскую достопримечательность — крюк для подъема грузов в дом, который приделан под каждой крышей:
Мне говорили, что в Амстердаме куча странных людей; говорили, что на улицах все сплошь ходят пьяные. Оказалось, что в городе все просто расслаблены.
Одна из первых вещей, на которую сразу обращаешь внимание в Амстердаме — велосипеды. Для них на проезжей части выделяют специальные дорожки с помощью бордюров, для них делают огромные стоянки даже на окраине. Как и в Берлине, на них ездят и дети, и деловые люди в костюмах.
В городе действует единая система цен на прокат велосипедов, согласно которой покататься на устаревшем велосипеде стоит на пару евро дешевле, чем на новом.
Каждый местный считает своей главной задачей сделать все, чтобы приезжим в городе понравилось. Контроллер в трамвае раздает туристические буклеты. Общественный транспорт в Амстердаме нужен только для того, чтобы передвигаться между гостиницей и вокзалом или аэропортом:
Амстердам подвержен европейской моде:


Но с любовью хранит традиции:


Туалет:


Макдональдс:


Ставни на окнах:
Лучший вид на Амстердам открывается из каналов, ага.
Некоторые люди в Амстердаме сидят на траве:


Можно подумать, что в городе, как и Праге, трамваи борются за проезд с автомобилями. В действительности, машин в центре просто нет:


Во многих местах дорога отгорожена столбиками:


На столбиках и других объектах выгравирован герб Амстердама — XXX. У этих букв, конечно, есть и историческое значение, но сегодня они скорее ассоциируются с тематикой Квартала красных фонарей, где фотографировать уже нельзя.
Грех не побывать в Амстердаме.

Берлин

Cвятая обязанность каждого, кто описывает свои впечатления от Берлина — отметить, что в городе кругом стройка и подъемные краны.
Краны на месте:


Без них сложно сфотографировать даже Рейхстаг:


С красотой старинного Берлинского собора конкурирует индустриальный дизайн какой-то стройки:


Главная особенность немецкой столицы в том, что она строилась и продолжает — не для того, чтобы нравиться приезжим. Ни город, ни живущие в нем люди не кажутся приветливыми.
Туристу приходится непросто: везде что-то копают и заколачивают, отовсюду торчат трубы, на дорогах и тротуарах стоят ограждения. Совершенно непонятно, куда идти и где можно поесть кроме «Макдональдса». Время от времени начинается проливной дождь, а за спиной каждые пять минут сигналит очередной нетерпеливый велосипедист.
Две ключевые особенности берлинской улицы: велосипедные дорожки посреди тротуара, в отсутствие которых он становится «проезжим» целиком; асфальт лежит только на автодороге, а тротуары сделаны из камня или плитки:
Редкое место, где для велосипедистов выделена дорожка на трассе:
Обратите внимание на разнообразие уличных фонарей на этой и двух предыдущих фотографиях.

Со времен, когда Берлин был разделен стеной на территории ГДР и ФРГ, в городе остается советская многоэтажная застройка и жуткие гэдээровские человечки:
Зеленый человечек, фото из интернета:


Сама Берлинская стена сохранилась только кусками:
В основном она представляет собой металлические метки посреди города. Шагнул — и в другой исторической части:


Животные в Берлинском зоопарке что-то едят:
В центре Берлина есть идеальный европейский памятник — блоки разной высоты с покрытием, отталкивающим любую краску, установленные на большой холмистой площади.
Дети воспринимают мемориал как лабиринт и носятся с криками между блоками. Кто-то ходит по кубикам сверху, в другой части мемориала прямо на них устроили пикник. Еще где-то дальше группа туристов удобно расселась на блоки вокруг гида, который рассказывает о тяжелой судьбе еврейского народа. Мемориал прост и гениален:
Я переживал из-за того, что по какой-то неведомой ошибке нам предстояло провести в Берлине четыре дня вместо двух, но Берлин оказался непредсказуем. Это исторически контрастный город, вовсе не быстрорастворимая турзона.
Для того чтобы в полной мере оценить Берлин, не хватит и двух недель — здесь скорее надо пожить. Такой возможности нам не представилось, виза должна была закончиться уже через два-три дня, а обратные билеты были куплены на рейс из Амстердама.

Прага

Поездку в Европу я планировал долго и тщательно. Поэтому когда проживание и автобусы уже были забронированы, внезапно оказалось, что на Прагу у нас есть всего сутки.
Главные впечатления дня — оранжевые крыши и кривые улочки. Прагу отличает особо холмистый рельеф. Пути с одного перекрестка обычно уходят в гору и под гору под разными углами, продолжая и дальше извиваться и поворачивать. На фотографии эту городскую особенность передать трудно, в отличие от крыш:
Некоторые фотографии (например, эта) представляют собой мини-галереи, и их можно листать.
Несмотря на всю кривизну Праги, по ней умудряются носиться симпатичные трамваи:


Европейские принципы в городской среде читаются без труда. На каждом шагу запреты и забота о порядке:


В Праге старину совмещают с современным искусством:


На зданиях, как в Кракове, встречаются скульптуры в районе вторых этажей:
Колонки сделаны изящнее и снабжены функцией питьевого фонтана (чаша под краном):


Чешский, как и польский, вполне доступен русскоговорящему человеку. Латиница и иностранные суффиксы напугать не должны:
В Праге пришлось столкнуться с очередной национальной валютой — чешской кроной. И быстро переучиваться оперативному переводу любых сумм в рубли. Польский злотый по курсу приравнивается к десяти рублям, а каждая крона — это немного больше рубля.Мест, где принимают кредитки, в Европе столько же, сколько в России, если не меньше.
В Праге, как и, забегая вперед, в Амстердаме, не существует никакой необходимости в фастфуде. Можно зайти практически в первое попавшееся кафе и вкусно поесть.
Туристы ходят толпами в районе Карлова моста и старого города:


Пражский уличный фонарь смотрит на всех одуревшими глазами:


Но вряд ли что-то может быть интереснее особенностей остановки и стоянки. В городе паркуются в специально отмеченных местах:


В районе старого города парковка отделена модной цветной полоской:
По цвету неба хорошо видно, как меняется погода в Праге в течение нескольких часов.
Настоящий европейский автомобиль входит на такую парковку буквально любой стороной:


Пражская дорожная система не может не привлекать внимания хотя бы потому, что вопроса, можно ли заезжать на трамвайные рельсы, перед водителями часто не стоит. Из-за ширины улиц автодороги и рельсы объединены:
Узкие улочки оставили ощущение уюта, немного подпорченное метрополитеном, который связывает исторический центр Праги с автобусной станцией. Пришла пора ехать в Берлин.

Краков

Несмотря на то, что ходить на  «Илновиков» давно незачем, среди редких посещений есть тонкий ручеек поискового трафика. Например, по запросу «отдых в испании недорого». Заголовок той заметки был шуткой.
В этой я мог бы рассказать, как недорого съездить в несколько европейских стран, но ответ кажется очевидным (никак, ха-ха), так что лучше начну о том, что там можно увидеть.
Оказалось, что шенгенскую визу в родном городе проще всего получить в польском консульстве. Чтобы путешествовать по ней дальше без риска, нужно выполнить одно условие — проехать через Польшу.
В качестве города, где мы «отметимся», решено было выбрать Краков, так что в Варшаве не стали даже выходить из здания вокзала. Это как по прилете в Москву сесть на поезд и сгонять в Питер вместо того, чтобы торчать два дня в столице.
Краков — второй главный город Польши. Милый, спокойный и недорогой.Обед в Кракове 150—200 руб.
В центре расположен старый город, где гуляют туристы.
В десять утра на рыночной площади еще пусто.

Местный житель:

Почти на каждом перекрестке в Кракове один из домов стоит на  «ноге», а в образовавшемся пространстве днем появляются палатки уличных торговцев. На других углах, в районе второго этажа, установлены статуи:


Врут те, кто говорят, что Польша ничем не похожа на Европу. В Кракове, например, ослаблен контроль за гражданами и туристами. Не кинешь монету в специальную корзинку перед посещением туалета в  «Макдональдсе» — никто и не проверит. А какое-то время можно и на трамвае без билета успешно ездить.Платный туалет в  «Макдональдсе» — тоже чисто европейский идиотизм.
Подразумевается, что жители наделены европейской сознательностью.
Велосипедное движение тоже далеко не в зачаточном состоянии, хотя до голландцев и немцев полякам еще далеко. Паркуются в Кракове прямо на тротуарах, даже если пешеходу автомобиль не обойти:

Зато в тех редких местах, где остановка и стоянка запрещены, стоит знак с привычным для европейцев красноречивым пояснением:

Настоящую свободу от европейских правил удалось найти на первой же достопримечательности. Один из местных курганов (мемориальных холмов) не имеет ограждений по периметру подъема. Бери и убивайся:

Поляки практически не знакомы с евро, обходятся исключительно местной валютой. Зато очень гордятся посещением мировых знаменитостей. На том же холме есть отдельная табличка о том, что на нем был Пол Маккартни:

А на набережной начали делать собственную «Аллею славы» голливудских актеров:

Опасения, что местные могут быть недоброжелательны к русским туристам, не подтвердились. Узнавать, станет ли скучно, если задержаться в этом городе больше двух дней, нам не пришлось. Утром третьего мы уже опаздывали на автобус до Праги.

Предыдущие заметки     Следующие заметки

© 2006—2021 Илья Новиков
ilnovikov@ilnovikov.ru